Тратака — медитация со свечой: техника выполнения и мои ошибки (33 неделя)

Сегодня расскажу историю изучения новой техники тратака. Когда я решил попробовать медитацию со свечой, то нашел статьи, которые обещали мне и обретение гармонии и сразу, в нагрузку, улучшение зрения. Если с гармонией у меня еще все более-менее в порядке, то со зрением совсем беда, поэтому где-то с середины июля я начал периодически практиковать тратаку, надеясь уже в середине августа быть еще более гармоничными и дальнезорким. Но что-то пошло не так…

Слово тратака переводится с санскрита как “неподвижный взгляд” и если отбросить в сторону всю мишуру и эзотерику, то эта техника предлагает вам сосредоточить свое внимание не на дыхании, как обычно, а на пламени свечи. Вот, что пишет о тратаке исследователь индуизма и популяризатор аюрведы Хариш Джохари

“Точка (пламени – прим.) — самая сжатая форма энергии, а круг означает распространение этой силы. Испуская радиус желания, точка очерчивает вокруг себя окружность и расширяется. Такое расширение представляет собой распространение в пространстве, увеличивающее область влияния точки, но, помимо того, оно запирает в себе точку как индивидуальную единицу, отделяя личностное сознание от космического”

Джохари Хариш – Инструменты для тантры

Вообще наблюдение за неодушевленными предметами и явлениями есть не только в индуистских практиках. Монахи традиции дзен, как известно строили себе целые сады для наблюдения. Karesansui – японские сады из песка и камней, самый известный из которых Реандзи – построен в 15 веке и находится в Киото. Сад спроектирован так, что с любой точки можно увидеть всего четырнадцать камней, а 15-й можно увидеть только сверху, но для этого придется воспарить над землей (ну вы поняли, что к чему).

http://o-buddizme.ru/wp-content/uploads/2018/09/0_c3879_125900d2_XXXL-e1537257818856.jpg
Реандзи – самый известны дзен-парк

Последователи суфизма для тренировки рисовали себе точку между глаз и медитировали, наблюдая ее в зеркало, а для всего христианского мира традиционными объектами концетрации были свечи, кресты.

В индуизме же тратака является одним из упражнений в рамках практик очищения Шаткарма, которые применяются в хатха йоге. Существуют две разновидности тратаки, но между ними есть тесная связь:

  • Антаранга – фокусировка на внутреннем образе (внутренняя тратака)
  • Бахиранга – фокусировка на внешнем объекте (внешняя тратака)

Как правило, йогины концентрируются на пламени свечи, а потом закрывают глаза и, представляя образ пламени, концентрируются на его внутреннем образе. На свечу нужно смотреть до тех пор, пока из глаз не потекут слезы, по мнению известных йогов это способствует очищению носослезных каналов (проток, соединяющий органы зрения с носовым проходом).

Есть еще несколько правил хорошей тратаки:

  1. Пламя не должно двигаться (иначе вам сложно будет сосредоточиться)
  2. Свеча должна стоять на уровне ваших глах, чтобы голова находилась в горизонтальном положении
  3. По поводу моргания мнения индийских авторов расходятся: кто-то рекомендует стараться не моргать до появления активного слезоточения, а потом сразу закрыть глаза и перейти в внутренней тратаке, некоторые допускают моргания
  4. Во время выполнения внутренней тратаки следует стараться удержать мысленный отпечаток пламени в центре, т.к. поначалу он будет перемещаться перед вашим внутренним взором
  5. После практики рекомендуется промыть глаза и сделать джала-нети (промывание носа с помощью специального кувшинчика)
Йогин Дхирендра Брахмачарья выполянет тратаку со свечой

С тратакой у меня как-то сразу не задалось. Во-первых, у нас в апартаментах очень чувствительная сигнализация и пару раз моя “попытка обрести гармонию” приводила к дисгармонии всех жителей дома, которые просыпались рано утром от звука пожарной сирены.

Делаю медитацию со свечой (Свеча – Икея, Будда куплен в Таиланде)

Во-вторых, оказалось, что в квартире, даже при закрытых дверях и окнах, есть воздушные потоки и поэтому пламя моей свечи постоянно двигалось, из-за чего было очень сложно сосредоточиться. В-третьих, оказалось, что смотреть долго время на пламя очень некомфортно, мои глаза начинали слезиться уже через минуту и сконцентрировать при этом и настроиться на практику было просто невозможно. Я понял, что проверенная mindfulness- практика или дзадзен для меня более предпочтительны, ведь там я прихожу в необходимое состояние уже довольно быстро и с этими техники мое качество медитации на порядок выше, чем экзотическая практика со свечой.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *