Осознанность против корпоративной культуры. Что стоит за “фальшивыми улыбками” персонала?

На стыке корпоративной культуры и всеобщего интереса с осознанной жизни в целом и своему психологическому здоровью, в частности намечается интересный конфликт. Дело в том, что повальное увлечение ментальными практиками привело к тому, что большое количество крупных компаний внедрили у себя мастер-классы по техникам mindfulness для сотрудников (см. мой обзор таких компаний здесь). Но что-то пошло не так, вместо улучшения “микроклимата” в компаниях и общей эффективности большие боссы вдруг получили массу недовольных работников, которые внезапно осознали, что им неприятно заниматься тем, что они делали раньше.

Группа американских ученых провела исследование 1700 сотрудников крупных корпораций, где проходят mindfulness-тренинги. Оказалось, что помимо ожидаемых позитивных результатов в виде улучшения внимательности, самоконтроля, такие тренинги приносят и неожиданные последствия.

Выяснилось, что осознанность при выполнении неприятных рабочих задач вредит психологическому здоровью. В частности, это касается продавцов, официантов и сотрудников службы поддержки, работа которых предполагает «поверхностное действие» (выражение чувств, которые они на самом деле не испытывают, проще говоря “фальшивые улыбки”). Люди, практикующие осознанность, становятся более внимательными, и неприятные чувства, которые они подавляли (возможно, подсознательно), выходят на первый план. Это, в свою очередь, снижает их удовлетворенность работой и производительность.

Интересно, что ученые в своем исследовании встают не на сторону людей, которые вдруг осознали определенный диссонанс между своими обязанностями и психологическими установками, а на сторону корпораций. В частности, исследователи рекомендуют ограничить участие персонала, работающего в клиентской зоне, в mindfulness-тренингах.

❓А как вы считаете, можно ли достичь эффективного сервиса в работе с клиентами без “фальшивой” доброжелательности?

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *