Я долго подбирался к медитации в стиле дзен (или дзадзен). Удивительно, но достойных курсов или приложений по этому виду медитации не очень много. Есть куча статей, которые переписываются горе-оптимизиторами, но не раскрывают истинную технику и суть дзен. Я посмотрел видео-ролики на Youtube, в которых вместо описания дзадзен, авторы рассказывали о каких-то аффирмациях собственного сочинения (Дзен-магнит, Поток Чистоты и Музыка Золотого Сечений). В конце концов, не найдя корректной информации, я решил обратиться к книгам, ведь дзен неразрывно связано с распространением буддизма по Азии, а поэтому должен быть хорошо описан в книгах по истории религии.
Направления буддизма
Полка с книгами про буддизм занимает существенное место в любом книжном магазине, но т.к. нас интересует прежде всего дзен-медитация, то для краткости обрисую ситуацию максимально сжато и упрощено.
Буддизм зародился в Индии и постепенно распространился по всему Евразийскому континенту. И тогда, и сейчас существовало две основные ветви этой религии – это северный буддизм Махаяна и южный буддизм Хинаяна (из 18 школ этого направления сейчас наиболее популярна конкретно школа Тхеравада).
Немного статистики: Традиция Махаяны является крупнейшей традицией буддизма - 53% практикующих, у Хинаяны (Тхеравада) - 36%
Базовые различия направлений:
Хинаяна (Тхеравада)
- Цель: достижение нирваны – прекращение страданий и разрыв цепочки непрерывных перерождений
- Гаутама Будда – обычный человек, который достиг просветления (нет обожествления)
- Просветление может достичь только монах
- Практические не используют ритуалы и обрядовые инструменты
- Распространение: Шри-Ланка, Лаос, Камбоджа
Махаяна
- Цель – стать Бодхисаттвой, чтобы достичь просветления на благо всех живых существ
- Обожествление святых
- Просветление может достичь любой человек
- Множество ритуалов, специальные инструменты – четки, мандалы, колокольчики и пр.
- Распространение: Китай, Япония, Корея, Тибет, Монголия и пр.
Истоки дзадзен и описание техники
Буддизм, зародившись в Индии, начал свое проникновение в соседний Китай. Первый контакт случился в 243 г. до н.э. , когда восемнадцать монахов прибыли в Китай проповедовать буддизм (из книги “Генрих Дюмулен. История Дзен-Буддизма”). В Китае с практиками медитации былы знакомы и до этого (в даосизме есть описание дыхательных практик как средства духовного сосредоточения и долголетия), поэтому учения хорошо легли на подготовленную почву.

“Санскритское слово «дхьяна» (в переводе с санскрита дхьяна дословно означает «созерцание», «интуитивное видение», «размышление», «концентрация» – прим.)транслитерировали как «чань» (арх. – «дянь»), которое в японском стало произноситься как «дзэн».
Буквально термин трактовался как культовая отстраненность или избавление. Таким образом, медитация, которой учил хинаянский канон, стала называться «дзэн Малой Колесницы», а способ, который проповедовал канон Махаяны, — «дзэн Большой Колесницы». Буквально термин трактовался как культовая отстраненность или избавление. Таким образом, медитация, которой учил хинаянский канон, стала называться «дзэн Малой Колесницы», а способ, который проповедовал канон Махаяны, — «дзэн Большой Колесницы».”
Генрих Дюмулен. История Дзен-Буддизма
Одно из первых упоминаний медитации сохранилось в трактате японского монаха «Фукандзадзэнги» («Основные положения для занятий дзадзэн») Догена. Монах долго время практиковался в китайских монастырях и вернувшись на родину стал признанным мастером дзен.

Я большой неохотой брался за этот текст, т.к. еще в университете имел опыт чтения древнерусской литературы, к сожалению, обычно, старые книги это достаточно скучное чтиво. Удивительно, но текст Догена и сейчас выглядит вполне ясным и понятным (в отличие от роликов на Youtube):
Если вы желаете достичь просветления, начинайте заниматься дзадзэн не мешкая. Для этой медитации необходимо тихое место, умеренность в пище и питье. Освободитесь от всех привязанностей и оставьте в покое десять тысяч вещей. Не думайте ни о добре, ни о зле; не судите о том, что хорошо, а что плохо. Пусть ум, воля и сознание сольются в едином потоке; отбросьте все желания, понятия и суждения. Не помышляйте о том, как стать буддой.
Подложите под себя плотную подушку, а поверх ее положите еще одну (круглую). Можно сидеть в позе лотоса или полулотоса. В первом случае подъем правой стопы кладется на левое бедро, а подъем левой стопы — на правое. Во втором случае лишь левая стопа кладется на правое бедро. Одежда должна быть свободной, но удобной. Правая ладонь кладется на левую стопу, а тыльная сторона левой ладони — поверх правой ладони. Большие пальцы рук соприкасаются.
Корпус держите прямо, не отклоняя его ни вправо, ни влево, ни вперед, ни назад. Уши и плечи, нос и пупок должны быть на одной линии, соответственно. Язык прижат к нёбу, губы и зубы сомкнуты без напряжения, а глаза постоянно открыты.
Убедившись в правильности позы, отрегулируйте дыхание. Если возникнет желание, сосредоточьтесь на дыхании, а затем забудьте о нем. Настойчивые занятия помогут избавиться от всех привязанностей, и состояние сосредоточенности возникнет само по себе. Это искусство называется дзадзэн. Дзадзэн — это врата Дхармы великого покоя и радости.
<…>
Первым и основным дзэнским переживанием является осознание единства тела и разума, то есть состояние, внешне выраженное сидячей позой.
Фукандзадзэнги. Доген
Интересно, что, в отличие от многих других учителей, Доген не считал медитацию путем к просветлению, наоборот просветление и практика для него были неразрывно связаны. Монах писал о том, что каждый момент дзадзэн равнозначен пребыванию в царстве Будды и бесконечности:
..пребывая в этом состоянии, человек может «познавать вещи, не прикасаясь к ним», то есть не воспринимая их как объекты. Именно так вещи предстают в их истинной сущности, то есть такими, каковы они в действительности, но не как объекты сознательного субъективного восприятия. Иными словами, они предстают в своей первозданной таковости.
Фукандзадзэнги. Доген
Интересная модификация дзадзен содержится у одного из известных японских мастеров дзен – Хакуина. Монах практиковал “масляный метод”. Он предлагал представить образ чистого куска масла, размером с утиное яйцо, которое затем нужно было поместить в голову. В голове должно возникнуть ощущение прохладной влажности, которая стекает к плечам, рукам, к соскам, а затем к внутренним органам — легким, печени, желудку и, наконец, достигает аппендикса. Боль, сосредоточенная в пояснице и внутренностях, должна стекать вниз подобно воде, пока во всем теле не возникнет ощущение мощного потока жизненной энергии, согревающего ноги вплоть до кончиков пальцев и пяток…В процессе этого упражнения человек должен полностью отождествлять себя с жизненной энергией, поток которой, таким образом, полностью восстанавливается.
Приложение Plum Village и курс Insight Timer
Как видите, дзадзен это очень простая техника, окутанная излишним мистицизмом, искаженная современными толкователями, которые часто делают акцент на внешних атрибутах в виде колокольчиков, карэсансуй (сада камней), которые не являются сутью медитации дзен, а выполняют лишь вспомогательную функцию. В монастырях, при многочасовых практиках колокольчики позволяют монахам не засыпать, а камни – просто удобный и красивый объект для созерцания и фокусировки.
Поэтому дзадзен можно практиковать без всяческих курсов и приложений, используя только таймеры для медитации. Однако, у меня есть несколько собственных советов, если вы хотите лучше узнать историю дзен-буддизма или погрузится в атмосферу дзен-монастыря.
Хороший исторический экскурс в буддизм в целом и практику дзадзен, в частности, содержится в курсе приложения Insight Timer “Exploring The Fundamentals Of Zen Buddhism”. Серия из 10 лекций читается англоязычным преподавателем, но язык очень простой и доступный даже для уровня Intermediate (как у меня).

Если вам не интересно просто медитировать с таймером, а хочется больше атмосферы дзен, то могу рекомендовать приложение Plum Village, которое я использую последние 2 недели. Сервис – детище известного вьетнамского монаха Тит Нат Хана, автора бестселлера “Тишина. Спокойствие в мире, полном шума”
Plum Village (Сливовая деревня) – это школа буддизма, которой принадлежит 9 монастырей с головным офисом (?) во Франции. Школа весьма популярна среди любителей ретритов со всего мира.

Тит Нат Хан практикует дзен-буддизм, с адаптацией его для европейского и американского слушателя, что не удивительно, т.к. большая часть его фанатов находится в Европе и Северной Америке. Все медитативные техники, используемые в Сливовой деревне делятся на 3 направления со своими подвидами:
- Ежедневные практики – дыхание, пробуждение, сидячаяя медитация, медитация при ходьбе, практика с колокольчиками
- Физические практики – глубокое расслабление, осознание тела, тайчи
- Групповые практики – осознанная готовка еды, чайные церемонии, работа с конфликтами
Приложение проекта Plum Village содержат аудио-записи медитаций, лекций Тит Нат Хан и других монахов школы. Сервис очень качественно сделан и и своим дизайном, уроками действительно погружает в атмосферу буддийского храма.

Кроме аудио-записей там есть видео-лекции, можно увидеть ежедневную жизнь монастыря, посмотреть как монахи проводят свои ежедневные практики.

Т.к. для монахов английский язык, судя по всему, не родной, слушать и понимать их простую лексику довольно легко.
Я практикую дзадзен уже третью неделю и могу сказать, что эта простая по своей форме техника – это универсальный ответ для тех, кто ищет практику осознанности на каждый день. За внешней простотой дзен скрывается мудрость, которую веками накапливали буддистские школы во всем мире.
- Разбор техники прогрессивной мышечной релаксация по Джейкобсону - 22.01.2023
- 5 ритуалов Стива Джобса - 16.12.2022
- Цифровой баланс: часть 2– Мобильные приложения - 23.09.2022