Техника дзен-медитации: история, монах Доген, приложение Plum Village (30 неделя)

Я долго подбирался к медитации в стиле дзен (или дзадзен). Удивительно, но достойных курсов или приложений по этому виду медитации не очень много. Есть куча статей, которые переписываются горе-оптимизиторами, но не раскрывают истинную технику и суть дзен. Я посмотрел видео-ролики на Youtube, в которых вместо описания дзадзен, авторы рассказывали о каких-то аффирмациях собственного сочинения (Дзен-магнит, Поток Чистоты и Музыка Золотого Сечений). В конце концов, не найдя корректной информации, я решил обратиться к книгам, ведь дзен неразрывно связано с распространением буддизма по Азии, а поэтому должен быть хорошо описан в книгах по истории религии.

Направления буддизма

Полка с книгами про буддизм занимает существенное место в любом книжном магазине, но т.к. нас интересует прежде всего дзен-медитация, то для краткости обрисую ситуацию максимально сжато и упрощено.

Буддизм зародился в Индии и постепенно распространился по всему Евразийскому континенту. И тогда, и сейчас существовало две основные ветви этой религии – это северный буддизм Махаяна и южный буддизм Хинаяна (из 18 школ этого направления сейчас наиболее популярна конкретно школа Тхеравада).

Немного статистики:
Традиция Махаяны является крупнейшей
традицией буддизма - 53% практикующих, 
у Хинаяны (Тхеравада) - 36%

Базовые различия направлений:

Хинаяна (Тхеравада)

  • Цель: достижение нирваны – прекращение страданий и разрыв цепочки непрерывных перерождений
  • Гаутама Будда – обычный человек, который достиг просветления (нет обожествления)
  • Просветление может достичь только монах
  • Практические не используют ритуалы и обрядовые инструменты
  • Распространение: Шри-Ланка, Лаос, Камбоджа

Махаяна

  • Цель – стать Бодхисаттвой, чтобы достичь просветления на благо всех живых существ
  • Обожествление святых
  • Просветление может достичь любой человек
  • Множество ритуалов, специальные инструменты – четки, мандалы, колокольчики и пр.
  • Распространение: Китай, Япония, Корея, Тибет, Монголия и пр.

Истоки дзадзен и описание техники

Буддизм, зародившись в Индии, начал свое проникновение в соседний Китай. Первый контакт случился в 243 г. до н.э. , когда восемнадцать монахов прибыли в Китай проповедовать буддизм (из книги “Генрих Дюмулен. История Дзен-Буддизма”). В Китае с практиками медитации былы знакомы и до этого (в даосизме есть описание дыхательных практик как средства духовного сосредоточения и долголетия), поэтому учения хорошо легли на подготовленную почву.

“Санскритское слово «дхьяна» (в переводе с санскрита дхьяна дословно означает «созерцание», «интуитивное видение», «размышление», «концентрация» – прим.)транслитерировали как «чань» (арх. – «дянь»), которое в японском стало произноситься как «дзэн».

Буквально термин трактовался как культовая отстраненность или избавление. Таким образом, медитация, которой учил хинаянский канон, стала называться «дзэн Малой Колесницы», а способ, который проповедовал канон Махаяны, — «дзэн Большой Колесницы». Буквально термин трактовался как культовая отстраненность или избавление. Таким образом, медитация, которой учил хинаянский канон, стала называться «дзэн Малой Колесницы», а способ, который проповедовал канон Махаяны, — «дзэн Большой Колесницы».”

Генрих Дюмулен. История Дзен-Буддизма

Одно из первых упоминаний медитации сохранилось в трактате японского монаха «Фукандзадзэнги» («Основные положения для занятий дзадзэн») Догена. Монах долго время практиковался в китайских монастырях и вернувшись на родину стал признанным мастером дзен.

Я большой неохотой брался за этот текст, т.к. еще в университете имел опыт чтения древнерусской литературы, к сожалению, обычно, старые книги это достаточно скучное чтиво. Удивительно, но текст Догена и сейчас выглядит вполне ясным и понятным (в отличие от роликов на Youtube):

Если вы желаете достичь просветления, начинайте заниматься дзадзэн не мешкая. Для этой медитации необходимо тихое место, умеренность в пище и питье. Освободитесь от всех привязанностей и оставьте в покое десять тысяч вещей. Не думайте ни о добре, ни о зле; не судите о том, что хорошо, а что плохо. Пусть ум, воля и сознание сольются в едином потоке; отбросьте все желания, понятия и суждения. Не помышляйте о том, как стать буддой.

Подложите под себя плотную подушку, а поверх ее положите еще одну (круглую). Можно сидеть в позе лотоса или полулотоса. В первом случае подъем правой стопы кладется на левое бедро, а подъем левой стопы — на правое. Во втором случае лишь левая стопа кладется на правое бедро. Одежда должна быть свободной, но удобной. Правая ладонь кладется на левую стопу, а тыльная сторона левой ладони — поверх правой ладони. Большие пальцы рук соприкасаются.

Корпус держите прямо, не отклоняя его ни вправо, ни влево, ни вперед, ни назад. Уши и плечи, нос и пупок должны быть на одной линии, соответственно. Язык прижат к нёбу, губы и зубы сомкнуты без напряжения, а глаза постоянно открыты.

Убедившись в правильности позы, отрегулируйте дыхание. Если возникнет желание, сосредоточьтесь на дыхании, а затем забудьте о нем. Настойчивые занятия помогут избавиться от всех привязанностей, и состояние сосредоточенности возникнет само по себе. Это искусство называется дзадзэн. Дзадзэн — это врата Дхармы великого покоя и радости.

<…>

Первым и основным дзэнским переживанием является осознание единства тела и разума, то есть состояние, внешне выраженное сидячей позой.

Фукандзадзэнги. Доген

Интересно, что, в отличие от многих других учителей, Доген не считал медитацию путем к просветлению, наоборот просветление и практика для него были неразрывно связаны. Монах писал о том, что каждый момент дзадзэн равнозначен пребыванию в царстве Будды и бесконечности:

..пребывая в этом состоянии, человек может «познавать вещи, не прикасаясь к ним», то есть не воспринимая их как объекты. Именно так вещи предстают в их истинной сущности, то есть такими, каковы они в действительности, но не как объекты сознательного субъективного восприятия. Иными словами, они предстают в своей первозданной таковости.

Фукандзадзэнги. Доген

Интересная модификация дзадзен содержится у одного из известных японских мастеров дзен – Хакуина. Монах практиковал “масляный метод”. Он предлагал представить образ чистого куска масла, размером с утиное яйцо, которое затем нужно было поместить в голову. В голове должно возникнуть ощущение прохладной влажности, которая стекает к плечам, рукам, к соскам, а затем к внутренним органам — легким, печени, желудку и, наконец, достигает аппендикса. Боль, сосредоточенная в пояснице и внутренностях, должна стекать вниз подобно воде, пока во всем теле не возникнет ощущение мощного потока жизненной энергии, согревающего ноги вплоть до кончиков пальцев и пяток…В процессе этого упражнения человек должен полностью отождествлять себя с жизненной энергией, поток которой, таким образом, полностью восстанавливается.

Приложение Plum Village и курс Insight Timer

Как видите, дзадзен это очень простая техника, окутанная излишним мистицизмом, искаженная современными толкователями, которые часто делают акцент на внешних атрибутах в виде колокольчиков, карэсансуй (сада камней), которые не являются сутью медитации дзен, а выполняют лишь вспомогательную функцию. В монастырях, при многочасовых практиках колокольчики позволяют монахам не засыпать, а камни – просто удобный и красивый объект для созерцания и фокусировки.

Поэтому дзадзен можно практиковать без всяческих курсов и приложений, используя только таймеры для медитации. Однако, у меня есть несколько собственных советов, если вы хотите лучше узнать историю дзен-буддизма или погрузится в атмосферу дзен-монастыря.

Хороший исторический экскурс в буддизм в целом и практику дзадзен, в частности, содержится в курсе приложения Insight Timer “Exploring The Fundamentals Of Zen Buddhism”. Серия из 10 лекций читается англоязычным преподавателем, но язык очень простой и доступный даже для уровня Intermediate (как у меня).

Insight Timer

Если вам не интересно просто медитировать с таймером, а хочется больше атмосферы дзен, то могу рекомендовать приложение Plum Village, которое я использую последние 2 недели. Сервис – детище известного вьетнамского монаха Тит Нат Хана, автора бестселлера “Тишина. Спокойствие в мире, полном шума”

Plum Village (Сливовая деревня) – это школа буддизма, которой принадлежит 9 монастырей с головным офисом (?) во Франции. Школа весьма популярна среди любителей ретритов со всего мира.

Plum Village во Франции

Тит Нат Хан практикует дзен-буддизм, с адаптацией его для европейского и американского слушателя, что не удивительно, т.к. большая часть его фанатов находится в Европе и Северной Америке. Все медитативные техники, используемые в Сливовой деревне делятся на 3 направления со своими подвидами:

  • Ежедневные практики – дыхание, пробуждение, сидячаяя медитация, медитация при ходьбе, практика с колокольчиками
  • Физические практики – глубокое расслабление, осознание тела, тайчи
  • Групповые практики – осознанная готовка еды, чайные церемонии, работа с конфликтами

Приложение проекта Plum Village содержат аудио-записи медитаций, лекций Тит Нат Хан и других монахов школы. Сервис очень качественно сделан и и своим дизайном, уроками действительно погружает в атмосферу буддийского храма.

Кроме аудио-записей там есть видео-лекции, можно увидеть ежедневную жизнь монастыря, посмотреть как монахи проводят свои ежедневные практики.

Т.к. для монахов английский язык, судя по всему, не родной, слушать и понимать их простую лексику довольно легко.

Я практикую дзадзен уже третью неделю и могу сказать, что эта простая по своей форме техника – это универсальный ответ для тех, кто ищет практику осознанности на каждый день. За внешней простотой дзен скрывается мудрость, которую веками накапливали буддистские школы во всем мире.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *