Метафизика медитации: модель “Моменты сознания”, Абхидхарма

В буддисткой традиции Тхеравада (здесь я объяснял разницу в учениях) есть учение, которое называется высшей философией буддизма, этакой метафизикой Востока – Абхидхарма. По сути – это разрозненные древние сутры, собранные монахами в виде книг и толкований.

Хорошим примером такого произведения может быть Абхидхамматха-сангаха, которое было написана предположительно в XI или XII веке. В “Сангаха” монахи исследуют основные вопросы Абхидхармы, например состояния сознания, факторы успешной медитации, описывают процессы ума во время практики.

https://s3-us-west-2.amazonaws.com/secure.notion-static.com/28d37813-68b9-4572-8558-563c32b18075/Untitled.png

Когда читаешь это произведение, то начинаешь представлять в какие глубины практики погружались последователи Тхеравады, чтобы описать и классифицировать такие тонкие материи. После этого даже немного странно наблюдать за популярными нычне приложениями, которые обещают великии трансформации всего за 10 минут медитации в день.

Авторы учения описывают модель “Моменты сознания”, которая мне показалось достаточно интересной для практикующих, чтобы рассказать здесь о ней.

Нам кажется, что наши мысли и ощущения в течения дня идут непрерывным потоком, но монахи традиции Тхеравады считали, что это не так. Согласно их модели, сознание не непрерывно, а представляет собой последовательность отдельных событий. События меняются непрерывно, как рисунки при перелистывании в кинеографе, поэтому мы не замечаем их реальную дискретность. Моменты созерцания сменяются моментами тактильного, слухового опыта и, поскольку мы можем осознавать информацию, поступающую только от одного органа чувств за раз, эти моменты не могут осознаваться нами одновременно.

Последователи Абхидхармы разделяли семь моментов, которые мы можем воспринимать в своем сознании:

  1. Вкус
  2. Осязание
  3. Мысли и эмоции
  4. Запах
  5. Звук
  6. Видимое
  7. Особый свяывающий момент (объединяет информацию, получаемую от других видов восприятия)

Монахи считали, что мы можем воспринимать в моменте, только одну из перечисленных категорий, т.к. мы не можем, к примеру, ощущать легкие покалывания в ноге и слушать пение птиц в одну единицу дискретности сознания, как не способны делать отжимания от пола и писать статью в блоге одновременно (к сожалению)

“содержание множества отдельных моментов, предоставленных первыми шестью сенсорными категориями, поступает на кратковременное хранение в своего рода рабочую память, где затем объединяется друг с другом. Потом «продукт» этого объединения проецируется в сознание, как еще один отдельный вид моментов ума – момент объединяющего, или связывающего, сознания.. Давайте рассмотрим, что происходит, когда мы слышим чью-то речь. Когда содержание моментов зрительного и слухового сознания объединилось, создаются связывающие моменты. Эти связывающие моменты сопоставляют звуки, которые мы слышим, с конкретными объектами, которые мы видим. Другими словами, наш субъективный опыт заключается в том, что мы слышим слова, которые исходят изо рта конкретного человека. Такая же умственная активность имеет место и когда мы смотрим кино: обратите внимание, как ваш ум автоматически приписывает определенные голоса конкретным персонажам, хотя на самом деле звук идет из колонок на стенах кинозала.”

Свет ума. Подробный путеводитель по медитации. Джереми Грэйвс.

https://s3-us-west-2.amazonaws.com/secure.notion-static.com/5e89ed51-0043-4e84-b7de-a415d0c0c787/Untitled.png
Последовательность моментов сознания при наблюдении за пейзажем. Рис. из книги “Свет ума. Подробный путеводитель по медитации. Джереми Грэйвс.”

Последователи Абхидхармы называли перечисленные выше 7 моментов, моментами воспринимающего ума. По их мнению разум во время восприятия таких событий получает информацию, он сфокусирован и находится в тонусе. Это благоприятно сказывается на практике медитации и позволяет избегать притупленности и вялости, которая мешает хорошей сессии. Если не фокусироваться на таких моментах, то пустоты заполнять моменты невоспринимающего ума – промежутки, для которых органы чувств не предоставили никакой информации разум с удовольствием займет рефлексией, переживаниями и фрустрациями. Чем больше у вас будет последних моментов и меньше первых, тем хуже будет ваша практика и общий жизненный тонус.

Удерживать разум в тонусе помогает умение практикующих направлять свое внимание на объект медитации (дыхание, объект и пр.) и удерживать его там, старясь сосредоточить свой фокус на получении информации от органов чувств.

Модель “Моментов сознания” Абхидхарма не открывает каких-то новых техник для качественной медитации, скорее она позволяет немного погрузиться в тонких мир работы сознания медитирующего и изучить скрытые от новичков процессы. Зная особенности функционирования сознания, во время практики, становиться немного легче направлять свой фокус и избегать отвлечений.

Артем Лисак

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *