Как развить скорость ума и внимательность с помощью игр (история Lumosity)

На днях прошла новость о том, что «Викиум» — онлайн-платформа для развития внимания, памяти и мышления с помощью когнитивных игр-тренажёров привлек очередной раунд инвестиций. При оценке всего проекта в $15 млн., долю 65% в нем выкупил совладелец и гендиректор «Русагро» Максим Басов. Сумма сделки не раскрывается, но по оценке экспертов инвестиции Басова могли составить около $9 млн. Что означает, что на “рынок” продуктов для развития осознанности и внимательности приходят большие деньги.

За рубежом приложения и курсы в теме mind-fitness давно уже позитивно оцениваются инвесторами. Еще в прошлом году сервис для медитаций Calm привлек инвестиции в размере $75 млн при оценке в $2 млрд.

Приложений, предлагающих решить ментальные проблемы человечества за небольшие деньги, равные ежемесячной подписке становится все больше. Возникает вопрос: всегда ли они эффективны?

Раз мы начали с Викиум, то сегодня мне хотелось бы поговорить о классе программ, которые предлагают развивать память, внимание, когнитивную гибкость, скорость вычислений. Первый, кто начал вспахивать эту благодатную грядку был сервис Lumosity. Я помню, что еще 10-12 лет назад с удовольствием запускал их подборки игрушек на скорость и внимательность, думая о том как удобно придумали ученые -можно развивать мозг во время игры!

Маркетинг у Lumosity был действительно мощный: создатели игрушек говорили о том, что разработали приложения для тренировки определенных областей мозга. Компания заявляла, что 10–15 минут в (три или четыре раза в неделю ) в приложении может помочь пользователям предотвратить ухудшение памяти, связанное с возрастом, в том числе деменцию и болезнь Альцгеймера. Все заявления подтверждались серьезными исследованиями.

Когда от недовольных клиентов начались поступать жалобы, выяснилось, что почти все исследования проводились либо само Lumos Labs, либо финансируемой ею организацией HCP. Тогда правительство США попросило независимые лаборатории провести свои опыты. Флоридский университет разделил опытную группу в 77 студентов на 2 когорты: одних заставил играть в Lumosity, других в обычную стрелялку Postal 2. В конце опыта студентов заставили пройти тесты на пространственное мышление и логику – с большим отрывом победили студенты, которые играли в обычный шутер.

Результаты исследования Стэнфордского центра долголетия также не подтвердили эффективность игр для мозга. Профессора Стенфорда рекомендовали не играть, а заниматься физической активностью (особенный акцент сделать на аэробных упражнениях).

По итогу большого расследования Федеральная торговая комиссия США обязала разработчика Lumosity выплатить штраф в размере $2 млн за введение пользователей в заблуждение. История приложений по развитию когнитивных навыков на этом не закончилась, но этот прецедент отрезвил многих людей, которые искали “волшебную пулю”, которая помогла бы им стать лучше и умнее “всего за 15 минут в день”.

Артем Лисак

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *